Возникновение
города тесно связано с освободительной войной украинского народа
(1648-1654гг.) и воссоединением Украины с Россией. Более трех столетий
тому назад, в
1654-1655 годах, спасаясь от гнета польских панов, на
территорию нынешнего города, которая входила в состав Московского
государства, пришла большая группа
переселенцев из Заднепровья и обосновалась на возвышенности, у слияния
рек Лопани и Харькова (ныне Университетская горка).
Переселенцы построили здесь свои жилища и обнесли их
частоколом - острогом. Это поселение стало называться Харьковом по
имени реки, на берегу которой оно было построено. Название речки
Харьков было известно до основания города и впервые она упоминается в
1627 году. Вскоре началось строительство крепости. В 1656-1659 годах
первые жители поселения под руководством представителя русского
правительства в Харькове - воеводы Селифонтова построили деревянную
крепость, которая вошла в систему укреплений, предназначенных для
защиты южных русских земель от нападений крымских татар. Строительство
крепости и
других оборонительных сооружений, охранявших жителей от
разбойничьих набегов, в свою очередь, способствовало
увеличению населения. С каждым годом число прибывавших сюда
переселенцев росло, и вскоре, не имея возможности разместиться в
пределах крепости, они начали селиться вокруг укреплений. Так во второй
половине XVII века в
Харькове появились первые улицы. Одной из первых появившихся улиц
города стала Московская (сейчас - Московский проспект), по которой
пролегала дорога на Москву. Потом появились Сумская улица, вдоль речки
Харьков - Белгородская дорога (сейчас улица Шевченко), а в южной части
города - Змиевская (сейчас - проспект Гагарина). От крепости через
Холодную Гору пролегал путь на Полтаву, а в конце XVIII века - на
Екатеринослав, поэтому эта дорога-улица долгое время называлась
Полтавской, затем Екатеринославской, при СССР - улица Свердлова
(нынешнее название - Полтавский Шлях). В
конце XVII века вокруг Харьковской крепости появились селения,
получившие название
подгородными слободами. Первой из них стала - Залопанская слобода.
Следующими стали - Журавлевка, Панасовка, Гончаровка и другие. В 1765
году Харьков стал губернским городом - центром Слободско-Украинской
губернии, а с 1835 года - центром Харьковской губернии.
Значительный рост Харькова начинается с 60-х и особенно 80-х годов XIX
века, когда в связи с отменой крепостного права и развитием капитализма
в России
обезземеленное крестьянство вынуждено было идти на заработки в город. В
это время в Харькове прокладывается первая железная дорога, строятся
такие заводы, как Гельферих-Саде (ныне - "Серп и Молот"),
паровозостроительный (теперь завод имени Малышева). В конце XIX века, с
развитием промышленности и железнодорожного узла, Харьков становится
крупным промышленным центром. С победой Октябрьской социалистической
революции и образованием Украинской Советской
Социалистической Республики с 1917 по 1934 гг. с небольшими
перерывами, Харьков становится столицей УССР. В это время происходит
бурный рост города. Строятся новые крупные заводы, развивается
машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность, развивается
железнодорожный транспорт. Так, машиностроение Харькова в 1940 году
давало 40%
продукции всей машиностроительной промышленности Украины. Нападение
фашистской Германии в 1941 году прервало созидательную жизнь города.
Оккупировав город, фашисты установили в нем режим кровавого террора и
насилия, превратили в руины сотни промышленных предприятий. 23 Августа
1943 года войска Степного фронта при активном содействии соединений и
частей Воронежского и Юго-Западного фронтов освободили Харьков от
фашистских захватчиков. Началась большая и напряженная работа по его восстановлению,
однако город был разрушен настолько, что
по словам делегаций ряда капиталистических стран, посетивших Харьков
после его освобождения, для восстановления города необходимо в большей
мере 50 лет. Однако, вопреки этим прогнозам и благодаря самоотверженной
работе населения города, уже в 1950 году выпуск валовой продукции
превысил довоенный уровень на 21%, а в 1956 году - в 4 раза и Харьков
продолжал развиваться. Выросли новые крупные жилые массивы - Павлово
Поле, проспект Гагарина, Салтовский, Холодногорский, Алексеевский,
Роганский и другие. Гордостью жителей стал второй на Украине и шестой в
СССР - харьковский
метрополитен ,
открытие которого состоялось 23
Августа 1975 года и линия носит название Холодногорско-Заводская.
Следующей стала Салтовская линия метро (открыта 10 августа 1984 года),
а в настоящее время достраивается уже третья линия -
Алексеевская
(открыта 06 мая 1995 года), что позволит намного быстрее
соединить практически все крупные жилмассивы города. Город
хорошеет и
благоустраивается из года в год. На смену старым окраинам приходят
современные дома. На
сегодня Харьков
насчитывает 9 административных районов: Дзержинский, Киевский,
Московский, Червонозаводской, Октябрьский, Коминтерновский,
Орджоникидзевский, Ленинский и Фрунзенский. Первые три являются
наиболее крупными и населенными. Однако все районы так или иначе
связаны с различными историческими событиями. Харьков продолжает расти
и развиваться...
|